Человек с хорошей саморегуляцией обладает самоконтролем и может, например, подавить нежелательную эмоциональную реакцию. Но он также использует креативность и эмпатию для поиска альтернативных путей достижения поставленной цели. Такая личность следует установленным нормам, но при этом может творчески подходить к их интерпретации или же при необходимости изобретать новые правила. Для того чтобы принять решение, человек с развитой саморегуляцией учитывает свои собственные чувства и проблемы, но при этом не забывает о сопереживании и потребностях других людей в сложных социальных ситуациях.
Например, ваш сын в ситуации с карандашом, описанной выше, для начала может рассмотреть мотивы других детей — это забава и продолжение начатой на перемене игры, призыв о помощи или обычная насмешка? Какова цель вашего ребенка — он хочет продолжить веселье, пытается сосредоточиться на учебе или ему нужна помощь? Креативный подход может позволить ему свободно отреагировать с помощью подходящей шутки, отстоять личные границы или привлечь внимание взрослого. Самоконтроль в подобной ситуации поможет ему сделать осознанный выбор, а не проявлять необдуманную инстинктивную реакцию.
Дети с высоким уровнем саморегуляции подходят к проблеме осознанно, гибко и креативно, они имеют возможность самостоятельно делать выводы и принимать на их основе грамотные решения. Саморегуляция гораздо важнее обычного самоконтроля, так как она позволяет прокладывать путь к цели, сохраняя при этом доверие окружающих. При хорошей саморегуляции дети не только будут обладать более крепким психологическим здоровьем, но и проявлять альтруистичность, доброту и отличные коммуникативные навыки. Все это повышает их шансы на академические успехи, карьерный рост и высокую конкурентоспособность в рамках современного общества.