В статье осуществлен анализ процесса цифровизации современного образования. Актуальность исследования определяется особой ролью образования в жизни современного общества, ориентирующегося на принципы и ценности постиндустриальной эпохи. От эффективности функционирования системы образования во многом зависит качество человеческого потенциала, готовность людей противостоять природным и социальным вызовам. В процессе совершенствования национального образования с каждым годом все большую роль приобретают современные технологии, внедрение которых способствует модернизации и развитию образования, а также повышению качества подготовки будущих специалистов и сближению образования с наукой. В то же время такие технологии требуют пересмотра существующих подходов к образовательной деятельности, а также анализа их влияния на общество и отдельные социальные группы. В связи с этим изучение вопросов цифровизации образования и ее социальных последствий представляется весьма актуальным направлением научных исследований.
Цель данного исследования заключается в выявлении основных проблем и определении перспектив цифровизации в сфере образования. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы методы диалектики социального познания, анализа философской, социологической, педагогической литературы, синтеза и моделирования социально-культурных процессов. Результаты исследования. В выводах определены основные проблемы цифровизации образования: дегуманизация образовательных, а далее и всех иных социальных отношений, возможное углубление кризиса интеллектуальной культуры людей, их способности к творчеству, рост прагматизма и индивидуализма на основе ценностей личного комфорта и эгоистичного потребления. Обозначены перспективы развития цифровизации в системе образования: инструментальные – оснащение образовательных учреждений качественным программным обеспечением, информационными системами, обеспечивающими доступ к образовательным ресурсам, внедрение информационных (дистанционных) технологий, онлайн-обучения, изменение требований к педагогам и обучающимся, становление новых организационных образовательных структур, неизбежные изменения привычных форм и методов обучения; ценностно-смысловые – нахождение гармоничного единства с лучшими традициями отечественного образования. Обсуждение и заключения. Данные выводы направлены на решение практических вопросов, связанных с реализацией государственной политики цифровизации различных сфер общественных отношений. Они могут способствовать координации усилий ученых, политиков, институтов гражданского общества по социально-экономическому и культурному развитию нашего общества.
Полученные результаты позволяют более объективно и осмысленно подойти к фундаментальным проблемам управления культурной Philosophical anthropology, philosophy of culture Vestnik of Minin University. 2020. Volume 8, no. 2 политикой современного общества. Они призваны стимулировать созидание новых форм культуры на основе приоритетов гармонизации национальных особенностей культуры и специфики мировых техно-научных процессов. Ключевые слова: цифровизация, образование, технологии в образовании, цифровая культура, модернизация образования. Благодарности: выражаю искреннюю благодарность анонимным рецензентам. Для цитирования: Строков А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 15